18 мая 2017

Выгоднее, чем в банке: вложил миллион, через три месяца забрал 82 тыс. И так четыре раза

Евгений Афанасьев, TaxCapital Екатеринбург
Евгений Афанасьев, компания TaxCapital, Екатеринбург
Автор фото: Игорь Черепанов.


Без залога и полного раскрытия: у региональных компаний появилась возможность быстро найти инвесторов, а у инвесторов — шанс хорошо заработать. Инструкция по применению.
С инвестированием в России сложилась непростая ситуация. Частные инвесторы не знают, куда вложить свободные средства: привычные инструменты (банковские ставки и недвижимость) больше не работают. А предприятиям малого и среднего бизнеса все сложнее привлекать внешнее финансирование: банки не заинтересованы в выдаче кредитов МСБ.

Но даже в этих условиях появляются новые инструменты, позволяющие предприятиям быстро привлекать средства, а инвесторам — получать высокий фиксированный доход. Например, коммерческие облигации. Евгений Афанасьев, специалист по налоговому планированию и инвестициям, основатель и руководитель компании TaxCapital, на примере конкретного кейса рассказал, как работает этот инструмент и на какой доход могут рассчитывать инвесторы.
Коммерческие облигации — это относительно новый вид долговых ценных бумаг, предлагаемых специально для малого и среднего бизнеса как альтернатива банковским кредитам.
В отличие от классических корпоративных и биржевых облигаций, которые выпускают крупные федеральные компании, выпуск коммерческих облигаций осуществляется только по закрытой подписке среди ограниченного круга инвесторов. Покупателями этих облигаций могут быть любые физические и юридические лица.
Евгений Афанасьев, компания TaxCapital

Преимущества коммерческих облигаций для компаний-эмитентов:

  • возврат основного долга происходит в конце срока обращения облигаций (в отличие от банковских кредитов);
  • нет требований к обеспечению залогом;
  • не нужно готовить и регистрировать проспект эмиссии;
  • нет необходимости раскрывать всю информацию по компании-эмитенту.

По сути, это инвестирование основано на доверии компании и ее руководству, поэтому единственное, что нужно понимать потенциальному инвестору, — это финансовое состояние эмитента.

Для этого составляется инвестиционная презентация, которая помимо общих сведений о компании (деятельность, юридическая структура, география клиентской базы и т.п.) включает важные экономические показатели: рост портфеля заказов, динамика выручки и прибыли за последний год, прогноз динамики выручки и EBITDA.
      Преимущества для инвесторов:

      • высокая доходность;
      • простая процедура приобретения, аналогичная корпоративным облигациям;
      • заранее известна дата получения процентного дохода и возврата вложенной суммы;
      • облигации можно продать другому инвестору без потери накопленного процентного дохода, который начисляется ежедневно.
      Сколько можно привлечь и на каких условиях
      Возьмем конкретный пример.

      В ноябре 2016 г. одна из московских компаний (сеть ломбардов) успешно провела выпуск коммерческих облигаций. Цель — пополнение оборотного капитала. Показатели облигационного займа были такие:

      Объем выпуска — 30 млн руб.;

      Стоимость одной облигации — 100 тыс. руб. (минимальная сумма вложений для инвестора);

      Срок обращения, через который эмитент должен вернуть весь долг — 1 год;

      Выплата купонов (процентного дохода) — ежеквартально;

      Размер купона — 33% годовых;

      • Включены ковенанты — события, дающие право владельцам коммерческих облигаций требовать от эмитента досрочного погашения.
      В итоге 17 частных инвесторов стали владельцами облигаций, вложив в них от 500 тыс. руб. до 3 млн руб. каждый. В феврале 2017 г. эти инвесторы получили на свои счета первый купон. К примеру, инвестор, который купил облигаций на 1 млн руб., в феврале получил на свой брокерский счет 82,5 тыс. руб. По условиям этого выпуска, за год владельцы облигаций получат четыре таких купона. Через год после выпуска облигаций инвесторы вместе с выплатой последнего купона получат обратно все свои вложенные средства. Нужно помнить, что инвестиционный доход в виде купона облагается подоходным налогом в размере 13% для физических лиц.
      Купон — это фиксированный процентный доход, который регулярно, в заранее обозначенную дату, получает владелец облигации.
      Напомню, что купон — это фиксированный процентный доход, который регулярно, в заранее обозначенную дату, получает владелец облигации. Размер купона определяет компания-эмитент. Чтобы заинтересовать частных инвесторов, компания должна предложить высокую ставку купона — выше ставок по банковским депозитам и ставок купонов облигаций, выпускаемых крупными федеральными компаниями. Однако компания должна рассчитать свои финансовые потоки, чтобы иметь возможность вовремя выплачивать купоны владельцам облигаций и вовремя вернуть им основной долг, когда закончится срок обращения облигаций. В противном случае будет объявлен дефолт, и дальше либо реструктуризация долга, либо процедура банкротства компании. По сути — это основный риск для инвестора.
      Расходы на организацию выпуска
      Примерные расходы компании на организацию выпуска состоят из трех основных компонентов:
      1
      Подготовка пакета инвестиционной и юридической документации, регистрация выпуска облигаций «под ключ» — около 400 тыс. руб. независимо от объема эмиссии. Для расчета условий выпуска и подготовки всей документации эмитент должен заключить договор с консалтинговой компанией, специалисты которой разбираются в ценных бумагах и документообороте по эмиссии облигаций. Второй договор — для регистрации выпуска облигаций — заключается с Национальным Расчетным Депозитарием (НРД).
      2
      Услуги по хранению сертификата облигаций в централизованном депозитарии — 50 тыс. руб. за весь период хранения при объеме выпуска до 100 млн руб. Договор заключается с НРД.
      3
      Затраты на привлечение инвесторов — 2-3% от объема эмиссии. Эмитент заключает договор с компанией, имеющей лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, которая и выполняет эту работу.
      Таким образом, если компания размещает облигации на сумму не менее 40 млн руб., разовые расходы составят примерно 3-4% от объема эмиссии. В случае, если у компании уже сформирован пул долговых инвесторов и нужно лишь правильно оформить их отношения через эмиссию коммерческих облигаций, затраты будут состоять только из пунктов 1 и 2.
      Инструкция по выпуску облигаций
      Итак, инвестировать в коммерческие облигации могут любые физические или юридические лица, у которых есть брокерские счета в брокерских компаниях или банках, имеющих брокерские лицензии. Минимальная сумма инвестиций определяется компанией-эмитентом перед выпуском облигаций (в приведенном выше примере она равна 100 тыс. руб.).
          Порядок действий для компании-эмитента:

          1. Компания-эмитент принимает решение о выпуске облигаций и определяет цели и объем привлекаемого финансирования.

          2. Эмитент выбирает финансового и юридического консультанта. Выше описаны задачи этих контрагентов.

          3. Консультанты совместно с эмитентом готовят пакет инвестиционной документации, куда входят инвестиционная презентация, финансовая модель, документы для регистрации выпуска коммерческих облигаций.

          4. Эмитент заключает договор с НРД и регистрирует выпуск облигаций. Регистрация выпуска занимает порядка 15 рабочих дней.

          5. Эмитент заключает договор с компанией-профучастником рынка ценных бумаг для привлечения потенциальных инвесторов. По закону «О рынке ценных бумаг», предлагать ценные бумаги частным инвесторам могут только аттестованные сотрудники компаний, имеющих необходимые лицензии.

          6. В назначенный день эмитент открывает книгу заявок и осуществляет сбор заявок от потенциальных инвесторов.

          7. Закрывается книга заявок, инвесторы переводят деньги на счет эмитента с помощью размещения заявок в своей брокерской компании или в банке, далее на их счета депо переводятся облигации эмитента.

          8. В течение срока обращения облигаций компания публикует отчетность и существенные факты, связанные с выпуском облигаций.
            Эмитентом может выступить любая компания, но существуют условия, которым должен соответствовать эмитент:

            • высокая рентабельность деятельности, которая позволит своевременно выплачивать купонный доход инвесторам;
            • прибыль по итогам как минимум четырех последних кварталов;
            • высокая бизнес-репутация компании, ее менеджмента и владельцев.
            В отличие от крупных федеральных компаний-эмитентов, у региональных компаний есть одно неоспоримое преимущество — любой потенциальный инвестор может договориться о встрече с руководством компании прямо на ее территории, взглянуть на производство, организацию процессов и взвешенно принять решение: стоит ли инвестировать в развитие именно этого бизнеса.
            Нажимая на кнопку "Подписаться на публикации", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.